Шагрень после покраски

Шаг­рень лако­кра­соч­но­го покры­тия – это тек­сту­ра авто­мо­биль­ной крас­ки с неров­ной, буг­ри­стой поверх­но­стью, похо­жей на апель­си­но­вую кор­ку. Она име­ет вол­ни­стую, а не глад­кую струк­ту­ру. Почти на всех авто­мо­би­лях, постав­ля­е­мых с заво­да, в той или иной сте­пе­ни при­сут­ству­ет шаг­рень. Про­бле­ма воз­ни­ка­ет тогда, когда шаг­рень слиш­ком круп­ная или ЛКП с шаг­ре­нью полу­су­хое после покраски.

В этой ста­тье мы раз­бе­рём­ся в при­чи­нах обра­зо­ва­ния шаг­ре­ни, предот­вра­ще­нии выра­жен­ной шаг­ре­ни, кото­рая выгля­дит как дефект покрас­ки, а так­же рас­смот­рим пра­виль­ный про­цесс устра­не­ния эффек­та “апель­си­но­вой кор­ки” на лако­кра­соч­ном покры­тии автомобиля.

Причины шагрени на лакокрасочном покрытии

Суще­ству­ет мно­же­ство при­чин, по кото­рым лако­кра­соч­ное покры­тие после окрас­ки может выгля­деть буг­ри­стым, с круп­ной шаг­ре­нью. Так назы­ва­е­мая “апель­си­но­вая кор­ка” обыч­но явля­ет­ся резуль­та­том несколь­ких при­чин. Непра­виль­ное раз­бав­ле­ние, непра­виль­ная ско­рость испа­ре­ния раз­ба­ви­те­ля, непра­виль­ная тех­ни­ка рас­пы­ле­ния (рас­сто­я­ние до поверх­но­сти, ско­рость дви­же­ния крас­ко­пуль­та), непра­виль­ное дав­ле­ние воз­ду­ха (имен­но на писто­ле­те, а не на регу­ля­то­ре) — всё это в раз­ных ком­би­на­ци­ях или всё вме­сте при­ве­дёт к появ­ле­нию эффек­та “апель­си­но­вой кор­ки”. Рас­смот­рим при­чи­ны обра­зо­ва­ния шаг­ре­ни более подробно.

  • Осно­ва­ние не тща­тель­но отшли­фо­ва­но. Неров­но­сти на ста­ром ЛКП или грун­те, вклю­чая неот­шли­фо­ван­ную шаг­рень повли­я­ют на после­ду­ю­щие слои крас­ки и лака. Новое покры­тие будет повто­рять неров­но­сти основания.
  • Непра­виль­ное сме­ши­ва­ние лако­кра­соч­но­го про­дук­та. Слиш­ком высо­кая вяз­кость из-за мало­го коли­че­ства раз­ба­ви­те­ля ухуд­шит рас­пы­ле­ние и рас­те­ка­е­мость лако­кра­соч­но­го про­дук­та. Непра­виль­ное коли­че­ство отвер­ди­те­ля так­же повли­я­ет на рас­пы­ле­ние и рас­те­ка­е­мость. У лака не будет вре­ме­ни рас­те­кать­ся и вырав­ни­вать­ся на поверх­но­сти, что при­ве­дёт к сухо­му покры­тию и шаг­ре­ни. Так­же, в зави­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры в поме­ще­нии и объ­ё­мов покрас­ки, важ­но исполь­зо­вать пра­виль­ный раз­ба­ви­тель и отвер­ди­тель. Стан­дарт­ный (при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре), быст­рый (при низ­кой тем­пе­ра­ту­ре), мед­лен­ный (при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре или окра­ши­ва­нии боль­ших пло­ща­дей кузова).
  • Непра­виль­ная настрой­ка крас­ко­пуль­та. Для полу­че­ния рав­но­мер­но­го рас­пы­ле­ния необ­хо­ди­мо пра­виль­но отре­гу­ли­ро­вать дав­ле­ние, рас­ход про­дук­та и фор­му факе­ла на крас­ко­пуль­те. Если пода­чу крас­ки и факел мож­но про­сто поста­вить на мак­си­мум, то дав­ле­ние нуж­но отре­гу­ли­ро­вать, исхо­дя из вяз­ко­сти лака и окру­жа­ю­щей тем­пе­ра­ту­ры, делая проб­ные рас­пы­ле­ния. Слиш­ком низ­кое дав­ле­ние при нане­се­нии лака при­во­дит к непол­но­му его дроб­ле­нию. На поверх­ность попа­да­ют круп­ные кап­ли, созда­вая круп­ную шагрень.
  • Покрас­ка в поме­ще­нии со слиш­ком высо­кой тем­пе­ра­ту­рой воз­ду­ха. При слиш­ком высо­кой тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха кап­ли лака теря­ют боль­ше рас­тво­ри­те­ля при нане­се­нии и высы­ха­ют, не успев, как сле­ду­ет, рас­течь­ся и выров­нять­ся на поверх­но­сти. При высо­кой тем­пе­ра­ту­ре реко­мен­ду­ет­ся исполь­зо­вать мед­лен­ный разбавитель.
  • Низ­кая тем­пе­ра­ту­ра в поме­ще­нии. При низ­кой тем­пе­ра­ту­ре лак ста­но­вит­ся более густым, что так­же может стать при­чи­ной пло­хой рас­те­ка­е­мо­сти и шагрени.
  • Преж­де­вре­мен­ное испа­ре­ние раз­ба­ви­те­ля крас­ки. Недо­ста­точ­но раз­бав­лен­ный лак или раз­бав­лен­ный быст­ро­ис­па­ря­ю­щим­ся раз­ба­ви­те­лем, при­во­дит к тому, что рас­пы­ля­е­мые кап­ли дости­га­ют поверх­но­сти сухи­ми, не рас­те­ка­ют­ся, не обра­зу­ют ров­ной плён­ки ЛКП.
  • Рас­пы­ле­ние крас­ки под непра­виль­ным углом, отлич­ным от пер­пен­ди­ку­ляр­но­го. Это при­во­дит к нерав­но­мер­но­му нане­се­нию лако­кра­соч­но­го мате­ри­а­ла, неров­но­му ЛКП с опы­лом и шагренью.
  • Нане­се­ние слиш­ком боль­шо­го коли­че­ства крас­ки или лака за один раз. Попыт­ка нане­сти тол­стый слой лако­кра­соч­но­го про­дук­та за один раз при­ве­дёт либо к обра­зо­ва­нию под­тё­ков, либо к покры­тию с круп­ной шагренью.
  • Слиш­ком тон­кий слой (быст­рое веде­ние крас­ко­пуль­та). Ско­рость дви­же­ния крас­ко­пуль­та долж­на регу­ли­ро­вать­ся в соот­вет­ствии с вяз­ко­стью рас­пы­ля­е­мо­го лака. Если ско­рость слиш­ком высо­кая, а лак недо­ста­точ­но жид­кий, он не будет успе­вать зали­вать поверх­ность и нор­маль­но рас­те­кать­ся. Такой слой допу­стим в каче­стве пер­во­го слоя, но финиш­ный слой лака дол­жен нано­сить­ся более мокро.
  • Боль­шое рас­сто­я­ние от поверх­но­сти при рас­пы­ле­нии. Если дер­жать рас­пы­ли­тель слиш­ком дале­ко от поверх­но­сти, это так­же при­ве­дёт к появ­ле­нию шаг­ре­ни, осо­бен­но на лаке, пото­му что он быст­ро сох­нет и теря­ет спо­соб­ность рас­те­кать­ся, когда попа­да­ет на поверхность.
  • Непра­виль­ная суш­ка. Уско­ре­ние суш­ки воз­ду­хом из крас­ко­пуль­та до того, как кап­ли крас­ки успе­ют стечь­ся вме­сте, при­ве­дёт к появ­ле­нию эффек­та «апель­си­но­вой корки».
  • Непра­виль­ное вре­мя меж­с­лой­ной суш­ки и нане­се­ния сле­ду­ю­ще­го слоя. Если пер­вым сло­ям дать слиш­ком мно­го вре­ме­ни на суш­ку, рас­тво­ри­тель в кап­лях лака после­ду­ю­щих сло­ёв будет впи­ты­вать­ся в пер­вый слой до того, как будет достиг­ну­то пра­виль­ное рас­те­ка­ние нане­сён­но­го лака.

Это лишь неко­то­рые при­ме­ры про­стых оши­бок, кото­рые могут при­ве­сти к неров­но­му, буг­ри­сто­му покры­тию. Пер­вый шаг к предот­вра­ще­нию эффек­та “апель­си­но­вой кор­ки” — знать об этих рас­про­стра­нен­ных ошиб­ках и ста­рать­ся их избегать.

Можно ли красить совсем без шагрени?

Нуж­но пони­мать, что неболь­шая шаг­рень явля­ет­ся нор­маль­ной харак­те­ри­сти­кой лако­кра­соч­но­го покры­тия, нане­сён­но­го крас­ко­пуль­том. Сам про­цесс рас­пы­ле­ния пред­по­ла­га­ет дроб­ле­ние крас­ки и нане­се­ние её отдель­ны­ми части­ца­ми, кото­рые, попа­дая на поверх­ность, сли­ва­ют­ся вме­сте, при усло­вии пра­виль­ных настро­ек крас­ко­пуль­та и пра­виль­ной тех­ни­ки нане­се­ния. Чем выше рас­те­ка­е­мость нане­сён­ной крас­ки, тем мень­ше полу­чит­ся шаг­рень. При этом, крас­ка долж­на оста­вать­ся на поверх­но­сти, не сте­кая. Если для гори­зон­таль­ных поверх­но­стей высо­кая рас­те­ка­е­мость не кри­тич­на, то для вер­ти­каль­ных пане­лей очень важ­но, что­бы не обра­зо­вы­ва­лись подтёки.

Итак, неболь­шая шаг­рень это нор­маль­ное явле­ние. Про­бле­мой явля­ет­ся лишь выра­жен­ность, сте­пень шагрени.

Мно­гое зави­сит от харак­те­ри­стик лака, его рас­те­ка­е­мо­сти. В целом, лаки со сред­ним сухим остат­ком (MS) луч­ше рас­те­ка­ют­ся при окрас­ке боль­ших пло­ща­дей, а лаки HS (с высо­ким сухим остат­ком) склон­ны нано­сить­ся с шаг­ре­нью. Луч­шее, что маляр может сде­лать, это нане­сти лак как мож­но мок­рее, но без потё­ков. При покрас­ке авто­мо­би­ля вы долж­ны бес­по­ко­ить­ся о таких важ­ных вещах, как укры­ви­стость и рав­но­мер­ность покры­тия, а так­же о тол­щине слоя, ста­рать­ся не остав­лять сухих мест и т.д. Если на машине доста­точ­ный слой лако­кра­соч­но­го покры­тия, с осталь­ным мож­но разо­брать­ся поз­же. Круп­ную шаг­рень мож­но убрать шли­фов­кой и полировкой.

Спо­соб зна­чи­тель­но­го вырав­ни­ва­ния све­же­на­не­сён­но­го ЛКП на эта­пе покрас­ки будет рас­смот­рен в это ста­тье ниже, в реко­мен­да­ци­ях по лакированию.

Как избежать эффекта “апельсиновой корки” при покраске автомобиля?

  • Пер­вым шагом в предот­вра­ще­нии эффек­та “апель­си­но­вой кор­ки” явля­ет­ся выбор пра­виль­но­го раз­ме­ра соп­ла для крас­ко­пуль­та. Если сопло боль­ше­го раз­ме­ра, чем реко­мен­ду­ет­ся, оно может рас­пы­лять слиш­ком мно­го лака или крас­ки и зали­вать поверх­ность. Если же дюза слиш­ком малень­кая, то для нор­маль­но­го рас­пы­ле­ния при­дёт­ся жид­ко раз­бав­лять лак, а окра­ши­ва­ние боль­ших пло­ща­дей будет мед­лен­ным и затруд­ни­тель­ным. В целом, крас­ко­пуль­ты с дюза­ми 1,3 мм; 1,4 мм — под­хо­дят для боль­шин­ства лаков. Мож­но даже исполь­зо­вать дюзу 1.2 мм, что облег­чит покрас­ку неопыт­но­му маля­ру, создаст доста­точ­но глад­кое финиш­ное покры­тие, умень­шит веро­ят­ность полу­чить под­тё­ки. Одна­ко малень­кая дюза услож­ня­ет покрас­ку боль­ших по пло­ща­ди эле­мен­тов кузо­ва. Дюза 1,4 мм — под­хо­дит для боль­шин­ства даже густых лаков. Этот раз­мер явля­ет­ся уни­вер­саль­ным. Если вы сомне­ва­е­тесь в выбо­ре пра­виль­но­го раз­ме­ра дюзы, все­гда выби­рай­те то, что гово­рит про­из­во­ди­тель покра­соч­но­го писто­ле­та, а не то, к чему при­зы­ва­ет инструк­ция про­из­во­ди­те­ля краски.
  • Пра­виль­но под­го­товь­те и отшли­фуй­те осно­ва­ние. Все неров­но­сти грун­та или ста­ро­го ЛКП, вклю­чая неот­шли­фо­ван­ную шаг­рень, про­явят­ся на новых сло­ях ЛКП.
  • Исполь­зуй­те реко­мен­до­ван­ное соот­но­ше­ние (лака/отвердителя/разбавителя). Непра­виль­ное соот­но­ше­ние ком­по­нен­тов при сме­ши­ва­нии и раз­бав­ле­нии лака или крас­ки может создать про­бле­мы при рас­пы­ле­нии, вклю­чая сухое нане­се­ние и круп­ную шаг­рень. Подроб­нее о сме­ши­ва­нии лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лах читай­те в ста­тье “как поль­зо­вать­ся мер­ной ёмко­стью для сме­ши­ва­ния крас­ки”.
  • Для начи­на­ю­ще­го маля­ра луч­ше умень­шить вари­ан­ты настро­ек крас­ко­пуль­та, что­бы не запу­тать­ся. Чем мень­ше вари­ан­тов, тем мень­ше шан­сов, что что-то может пой­ти не так. Уста­но­ви­те факел на мак­си­маль­ную шири­ну, уста­но­ви­те пода­чу крас­ки до упо­ра, а дав­ле­ние настрой­те, делая проб­ные рас­пы­ле­ния (опти­маль­ным счи­та­ет­ся такое, при кото­ром крас­ка нор­маль­но рас­пы­ля­ет­ся мел­ки­ми части­ца­ми, а не кап­ля­ми, но не обра­зу­ет­ся чрез­мер­но­го коли­че­ства опы­ла). Оста­нет­ся толь­ко сосре­до­то­чить­ся на про­цес­се рас­пы­ле­ния, ско­ро­сти дви­же­ния крас­ко­пуль­та, рас­сто­я­нии от поверх­но­сти, нажа­тии и отпус­ка­нии кур­ка в кон­це и нача­ле прохода.
  • На конеч­ный резуль­тат нано­си­мо­го ЛКП вли­я­ет тех­ни­ка рас­пы­ле­ния (рас­сто­я­ние от поверх­но­сти и ско­рость дви­же­ния крас­ко­пуль­та). Стро­го гово­ря, не суще­ству­ет пра­виль­ной ско­ро­сти рас­пы­ле­ния или рас­сто­я­ния от поверх­но­сти, пото­му что суще­ству­ет слиш­ком мно­го пере­мен­ных. Напри­мер, как быст­ро сох­нет лак, какой объ­ём лака выхо­дит из писто­ле­та-рас­пы­ли­те­ля, узкий или широ­кий факел (не толь­ко регу­ли­ров­ка, но и осо­бен­ность крас­ко­пуль­та). Поэто­му нуж­но адап­ти­ро­вать тех­ни­ку рас­пы­ле­ния под то, как ведёт себя лако­кра­соч­ный мате­ри­ал при рас­пы­ле­нии. Для это­го нуж­но наблю­дать за про­ис­хо­дя­щим в отра­жён­ном от нано­си­мо­го покры­тия све­те. В каче­стве точ­ки отсчё­та мож­но взять при­мер­ное рас­сто­я­ние крас­ко­пуль­та с тех­но­ло­ги­ей HVLP до поверх­но­сти. Это  при­мер­но 20 см. Цель — нане­сти доста­точ­но влаж­ный слой, что­бы покры­тие хоро­шо рас­те­ка­лось и вырав­ни­ва­лось, но не настоль­ко влаж­ный, что­бы оно потек­ло. Это предот­вра­тит появ­ле­ние сухо­го напы­ле­ния и круп­ной шагрени.
  • Про­бле­ма круп­ной шаг­ре­ни воз­ни­ка­ет из-за недо­ста­точ­но­го рас­те­ка­ния и вырав­ни­ва­ния крас­ки. Выбе­ри­те раз­ба­ви­тель или отвер­ди­тель, под­хо­дя­щий для суще­ству­ю­щих тем­пе­ра­тур­ных усло­вий. Исполь­зо­ва­ние раз­ба­ви­те­ля с мед­лен­ным испа­ре­ни­ем помо­жет спра­вить­ся с про­бле­мой пло­хо­го рас­те­ка­ния лако­кра­соч­но­го мате­ри­а­ла при высо­кой температуре.
  • Избе­гай­те рас­пы­ле­ния при осо­бен­но жар­кой или холод­ной тем­пе­ра­ту­ре. Иде­аль­ная тем­пе­ра­ту­ра для рас­пы­ле­ния — 20–25 °C.
  • Обес­печь­те доста­точ­ное вре­мя меж­с­лой­ной суш­ки в соот­вет­ствии с тем­пе­ра­ту­рой в поме­ще­нии. Не слиш­ком дол­го и не слиш­ком мало по вре­ме­ни. Не суши­те све­же­на­не­сён­ный слой, обду­вая воз­ду­хом из краскопульта.
  • Финиш­ный слой лака сле­ду­ет нано­сить рав­но­мер­но, кон­тро­ли­ру­е­мо и мето­дич­но, с хоро­шим рас­те­ка­ни­ем по подложке.

Реко­мен­да­ции по лакированию

  • Изу­чи­те инструк­цию на бан­ке лака, кото­рый соби­ра­е­тесь нано­сить. Раз­ные лаки име­ют свои осо­бен­но­сти, реко­мен­да­ции по сме­ши­ва­нию ком­по­нен­тов, коли­че­ству нано­си­мых сло­ёв, меж­с­лой­ной сушки.
  • Необ­хо­ди­мо, что­бы лак был тёп­лым перед нане­се­ни­ем, где-то меж­ду 25 и 30 °C, поэто­му, если он про­хлад­ный, нагрей­те его в горя­чей воде, и лак будет рас­те­кать­ся намно­го лучше.
  • Не нано­си­те пер­вый слой слиш­ком мок­рым — это умень­шит шан­сы полу­чить подтёки.
  • Вто­рой слой мож­но нане­сти тол­ще, пото­му что теперь пер­вый слой впи­та­ет часть раз­ба­ви­те­ля. Затем нане­си­те тре­тий слой, кото­рый мож­но сде­лать более мок­рым. Он дол­жен закрыть все сухие места, остав­ши­е­ся от нане­се­ния преды­ду­щих слоёв.
  • Важ­но, что­бы при покрас­ке авто­мо­би­ля в поме­ще­нии было хоро­шее осве­ще­ние. Нуж­но видеть, как лак ложит­ся на авто­мо­биль. Наблю­де­ние за тем, как ложит­ся лак, — ваш луч­ший инстру­мент. Мож­но вно­сить изме­не­ния в ско­ро­сти дви­же­ния крас­ко­пуль­та, рас­сто­я­ние от поверх­но­сти или даже доба­вить раз­ба­ви­тель, если вы види­те, что лак пло­хо рас­те­ка­ет­ся или сухо наносится.
  • Если вы хоти­те, что­бы покры­тие было дей­стви­тель­но ров­ным и бле­стя­щим, мож­но при­ме­нить один при­ём, кото­рый устра­нит опыл, сухие места на толь­ко что отла­ки­ро­ван­ной поверх­но­сти и даже умень­шит шаг­рень. Рас­пы­ли­те чистый раз­ба­ви­тель для лака на лак неза­дол­го до того, как он пол­но­стью высох­нет и будет ещё немно­го подат­ли­вым, но не слиш­ком обиль­но, ина­че он рас­пла­вит покры­тие, и оно помут­не­ет. В этом про­цес­се очень важ­но уло­вить вре­мя от нане­се­ния послед­не­го слоя до нача­ла отвер­де­ва­ния лака, а так­же коли­че­ство рас­пы­ля­е­мо­го разбавителя.

Удаление шагрени лакокрасочного покрытия

Для уда­ле­ния эффек­та “апель­си­но­вой кор­ки” на ЛКП необ­хо­ди­мо снять неболь­шую тол­щи­ну лака, что­бы сгла­дить поверх­ность. Если пред­ста­вить себе поверх­ность апель­си­но­вой кор­ки, то на ней есть как высо­кие участ­ки, так и углуб­ле­ния, кото­рые явля­ют­ся низ­ки­ми участ­ка­ми. Для того что­бы поверх­ность шаг­ре­ни ста­ла абсо­лют­но глад­кой, необ­хо­ди­мо отшли­фо­вать высо­кие участ­ки, что­бы выров­нять их с низ­ки­ми участ­ка­ми и сде­лать поверх­ность ровной.

шагрень после покраски
Щаг­рень на лаке после покрас­ки. Для устра­не­ния шаг­ре­ни тре­бу­ет­ся шли­фов­ка и поли­ров­ка лако­кра­соч­но­го покрытия.

Про­цесс устра­не­ния эффек­та “апель­си­но­вой кор­ки” на крас­ке выгля­дит сле­ду­ю­щим образом.

  1. Шли­фов­ка поверх­но­сти с помо­щью P1500 или P2000.
  2. Дора­бот­ка поверх­но­сти с помо­щью шли­фо­валь­ной бума­ги P3000 или кру­га 3M Trizact 3000, что­бы убрать сле­ды от преды­ду­ще­го эта­па шли­фо­ва­ния и под­го­то­вить ЛКП к полировке.
  3. Очист­ка и обез­жи­ри­ва­ние поверх­но­сти. После шли­фов­ки поверх­но­сти очи­сти­те обра­зо­вав­шу­ю­ся пыль с помо­щью обез­жи­ри­ва­те­ля и сал­фет­ки из микрофибры.
  4. Поли­ров­ка и при­да­ние блес­ка. С помо­щью поли­ро­валь­ной машин­ки и жёст­ко­го поро­ло­но­во­го кру­га или кру­га из нату­раль­ной шер­сти с абра­зив­ной пас­той поверх­ность ЛКП поли­ру­ет­ся. Для тём­ных цве­тов крас­ки может потре­бо­вать­ся вто­рой этап поли­ров­ки с кру­гом сред­ней жёст­ко­сти и с менее абра­зив­ной пас­той или универсальной.
  5. В завер­ше­ние отпо­ли­ро­ван­ное лако­кра­соч­ное покры­тие про­ти­ра­ет­ся сал­фет­кой из мик­ро­фиб­ры с очи­сти­те­лем, что­бы оце­нить полу­чен­ный результат.

Рас­смот­рим про­цесс шли­фо­ва­ния и уда­ле­ния шаг­ре­ни более подробно.

Пер­вое, что вам пона­до­бит­ся, — это наждач­ная бума­га. Мож­но исполь­зо­вать наждач­ную бума­гу по-мок­ро­му, с водой, что явля­ет­ся более тра­ди­ци­он­ной тех­ни­кой. Шли­фов­ка бума­гой с зер­ни­сто­стью P3000 — это наи­ме­нее агрес­сив­ная шли­фов­ка, а если исполь­зо­вать шли­фо­валь­ную бума­гу с зер­ни­сто­стью P1500 или P2000, то остав­лен­ные сле­ды нуж­но уда­лить менее абра­зив­ной бума­гой или кру­гом 3M Trizact 3000. Агрес­сив­ность шли­фов­ки зави­сит от твёр­до­сти лака и вели­чи­ны шаг­ре­ни. В целом, шли­фо­ва­ние более абра­зив­ной бума­гой уско­ря­ет про­цесс. Его мож­но при­ме­нять, если лак нане­сён доста­точ­но тол­стым сло­ем и есть запас.

Вме­сте с водо­стой­кой наждач­ной бума­гой вам так­же пона­до­бит­ся мяг­кий шли­фо­валь­ный бру­сок. Такие брус­ки про­да­ют­ся в мага­зи­нах с това­ра­ми для кузов­но­го ремон­та и пред­на­зна­че­ны спе­ци­аль­но для исполь­зо­ва­ния с водо­стой­кой шли­фо­валь­ной бума­гой. Эла­стич­ность шли­фо­валь­но­го бло­ка поз­во­ля­ет повто­рять фор­мы кузо­ва и обра­ба­ты­вать поверх­ность рав­но­мер­но. Шли­фо­вать мож­но и про­сто рука­ми, но так шли­фо­валь­ный след будет нерав­но­мер­ным и неко­то­рые рис­ки от нажи­ма паль­цев более глу­бо­кие. Мож­но обре­зать эла­стич­ный бру­сок как вам удоб­но, что­бы наждач­ная бума­га обхва­ты­ва­ла его и обес­пе­чи­ва­ла надёж­ный захват.

Для шли­фов­ки по-мок­ро­му мож­но исполь­зо­вать  мыль­ную воду. Она помо­га­ет наждач­ной бума­ге луч­ше сколь­зить по поверх­но­сти, а так­же луч­ше очи­ща­ет части­цы от шли­фо­ван­но­го лака, что­бы они не засо­ря­ли наждач­ную бумагу.

Так­же необ­хо­ди­мо сле­дить за тем, что­бы в наждач­ную бума­гу не попа­да­ли посто­рон­ние части­цы, ина­че при шли­фо­ва­нии они будут созда­вать круп­ные цара­пи­ны, кото­рые впо­след­ствии будет прак­ти­че­ски невоз­мож­но уда­лить. Поэто­му оку­на­ние наждач­ной бума­ги в вед­ро с мыль­ной водой помо­га­ет уда­лить все попав­шие в нее частицы.

Дру­гим вари­ан­том шли­фов­ки явля­ет­ся шли­фов­ка сухой наждач­ной бума­гой с помо­щью орби­таль­ной шли­фо­валь­ной машин­ки. Исполь­зо­ва­ние шлиф­ма­шин­ки даёт луч­шие резуль­та­ты, посколь­ку не остав­ля­ет види­мых пря­мых рисок, как при руч­ной шли­фов­ке с водой, и поз­во­ля­ет полу­чить очень глад­кую поверх­ность. Недо­стат­ком явля­ет­ся то, что тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное обо­ру­до­ва­ние, а так­же спе­ци­аль­ные шли­фо­валь­ные кру­ги и поро­ло­но­вая под­лож­ка. Кро­ме того ЛКП долж­но быть абсо­лют­но отвер­дев­шим, ина­че кру­ги будут быст­ро забиваться.

Как уже упо­ми­на­лось, руч­ная шли­фов­ка с водой более тра­ди­ци­он­ная и про­цесс менее тороп­ли­вый и его про­ще кон­тро­ли­ро­вать. Для быст­рой суш­ки поверх­но­сти и кон­тро­ля ЛКП мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ный рези­но­вый ракель от или так назы­ва­е­мый сквидж. Он быст­ро уби­ра­ет воду и на поверх­но­сти лег­ко уви­деть места, кото­рые нуж­но дошлифовать.

После шли­фов­ки поверх­ность ЛКП ста­но­вит­ся глад­кой, но матовой.

шагрень после покраски
Поверх­ность ЛКП после шли­фов­ки рав­но­мер­но матовая.

Для вос­ста­нов­ле­ния блес­ка нуж­но отпо­ли­ро­вать лако­кра­соч­ное покры­тие абра­зив­ной пас­той при помо­щи поли­ро­валь­ной машин­ки и режу­ще­го жёст­ко­го (поро­ло­но­во­го, мехо­во­го или мик­ро­фиб­ро­во­го) кру­га. Мож­но исполь­зо­вать ротор­ную поли­ро­валь­ную машин­ку, но более без­опас­ным и доста­точ­но эффек­тив­ным вари­ан­том явля­ет­ся исполь­зо­ва­ние экс­цен­три­ко­вой машин­ки с длин­ным ходом.

Абра­зив­ный поли­ро­валь­ный состав

Вам пона­до­бит­ся состав, кото­рый обла­да­ет абра­зив­но­стью, поз­во­ля­ю­щей запо­ли­ро­вать цара­пи­ны от шли­фов­ки. Сей­час есть боль­шой выбор раз­лич­ных поли­ро­валь­ных паст, как спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных, так и уни­вер­саль­ных. Так назы­ва­е­мые одно­ша­го­вые пас­ты спо­соб­ны убрать цара­пи­ны от шли­фов­ки и при­дать ЛКП отлич­ный блеск за один этап. В каче­стве при­ме­ра мож­но при­ве­сти пас­ту от 51815 Fast Cut Plus Extreme или Meguiar’s M100 Pro Speed Compound. Есть так­же недо­ро­гие, но каче­ствен­ные ана­ло­ги дру­гих фирм. Для тём­ных цве­тов обыч­но тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ный финиш­ный этап поли­ров­ки, что­бы убрать кру­го­вые сле­ды и голо­грам­мы (мик­ро цара­пи­ны, созда­ю­щие эффект голо­грам­мы), так как на тём­ной крас­ке луч­ше замет­ны даже малей­шие несовершенства.

Поли­ров­ка

Перед поли­ров­кой луч­ше ещё раз вымыть авто­мо­биль, что­бы уда­лить с него остат­ки частиц лака от шли­фов­ки. Затем пол­но­стью высушить.

Если вы не хоти­те, что­бы поли­ро­валь­ный состав при­лип к эле­мен­там отдел­ки кузо­ва (рези­но­вым, пла­сти­ко­вым дета­лям) реко­мен­ду­ет­ся закле­ить все места, на кото­рые не долж­ны попа­дать брыз­ги поли­ро­валь­ной пасты.

Сна­ча­ла необ­хо­ди­мо “про­грун­то­вать” поли­ро­валь­ный круг, рас­пре­де­лив состав по его поверх­но­сти. Затем нане­си­те несколь­ко капель соста­ва на круг, рас­пре­де­ли­те его по поли­ру­е­мо­му участ­ку и при­сту­пай­те к полировке.

При поли­ров­ке ста­рай­тесь за один раз обра­ба­ты­вать уча­сток раз­ме­ром при­мер­но 40см на 40см. Это поз­во­лит избе­жать высы­ха­ния соста­ва и эффек­тив­но отпо­ли­ро­вать цара­пи­ны от шли­фов­ки. Поверх­ность кру­га долж­на быть абсо­лют­но ров­ной и парал­лель­ной поверх­но­сти кузо­ва. После поли­ров­ки про­три­те панель поло­тен­цем из мик­ро­фиб­ры и осмот­ри­те её. Воз­мож­но, потре­бу­ет­ся несколь­ко про­хо­дов, что­бы пол­но­стью уда­лить цара­пи­ны от преды­ду­ще­го эта­па шлифовки.

Как и про­цесс шли­фов­ки, поли­ров­ка авто­мо­би­ля может быть доволь­но уто­ми­тель­ной и тру­до­ём­кой. При этом необ­хо­ди­мо тща­тель­но сле­дить за тем, что­бы не зашли­фо­вать лак на кра­ях и рёб­рах жёст­ко­сти панелей.

шагрень после покраски
Раз­ни­ца меж­ду све­же­окра­шен­ной пане­лью с шаг­ре­нью и пане­лью с уда­лён­ной шаг­ре­нью шли­фо­ва­ни­ем и полировкой.

Шагрень на новых автомобилях

Шаг­рень обыч­но явля­ет­ся резуль­та­том непра­виль­ной тех­ни­ки покрас­ки. Она воз­ни­ка­ет из-за быст­ро­го испа­ре­ния раз­ба­ви­те­ля, непра­виль­ной настрой­ки крас­ко­пуль­та (напри­мер, низ­кое дав­ле­ние воз­ду­ха или непра­виль­ное сопло), рас­пы­ле­ния крас­ки под углом, отлич­ным от пер­пен­ди­ку­ляр­но­го, или нане­се­ния избы­точ­но­го коли­че­ства краски.

На заво­дах про­цесс покрас­ки кузо­вов авто­мо­би­лей авто­ма­ти­зи­ро­ван и управ­ля­ет­ся ком­пью­те­ром. Поче­му же тогда на боль­шин­стве новых авто­мо­би­лей лако­кра­соч­ное покры­тие с шаг­ре­нью? При­чём на неко­то­рых авто­мо­би­лях шаг­рень доста­точ­на круп­ная, замет­ная даже про­сто­му обывателю.

С 1970‑х годов авто­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность уста­но­ви­ла стан­дарт­ную шка­лу для оцен­ки сте­пе­ни вол­ни­сто­сти лако­кра­соч­но­го покры­тия, то есть, шаг­ре­ни на поверх­но­сти авто­мо­би­ля. Оцен­ка 10 озна­ча­ет отсут­ствие види­мой шаг­ре­ни, а оцен­ка 1 — силь­но выра­жен­ный  эффект «апель­си­но­вой кор­ки». Завод допус­ка­ет раз­ную сте­пень шаг­ре­ни для каж­дой из сво­их моде­лей: дешё­вые моде­ли могут окра­шив­вать­ся более тон­ким сло­ем крас­ки с мини­маль­ной под­го­тов­кой (что при­ве­дёт к более низ­кой оцен­ке), в то вре­мя как флаг­ман­ские моде­ли и пре­ми­аль­ные цве­та крас­ки могут даже шли­фо­вать и поли­ро­вать, что­бы полу­чить гораз­до более высо­кую оцен­ку по шкале.

Дешё­вый авто­мо­биль эко­ном-клас­са про­хо­дит через про­из­вод­ствен­ную линию гораз­до быст­рее, чем доро­гие авто­мо­би­ли — напри­мер, япон­ский авто­мо­биль эко­ном-клас­са соби­ра­ет­ся 13 часов, а немец­кий седан клас­са люкс — до 40 часов. Более высо­кая ско­рость озна­ча­ет мень­ше вре­ме­ни на всё — мень­ше вре­ме­ни на кузов, мень­ше вре­ме­ни на под­го­тов­ку, мень­ше вре­ме­ни на про­вер­ку и, конеч­но, мень­ше крас­ки на авто­мо­би­ле (мень­шая тол­щи­на крас­ки = эко­но­мия средств). Одна­ко поку­па­те­ли авто­мо­би­лей в таком низ­ком цено­вом диа­па­зоне не будут так силь­но при­ди­рать­ся, осо­бен­но если лако­кра­соч­ное покры­тие нахо­дит­ся на одном уровне с кон­ку­рен­та­ми. При­ди­ра­ют­ся поку­па­те­ли авто­мо­би­лей пре­ми­ум-клас­са, и вполне заслуженно.

Глав­ный вопрос заклю­ча­ет­ся в том, где и как воз­ни­ка­ет шаг­рень в про­цес­се завод­ской покраски?

Шаг­рень — это есте­ствен­ное явле­ние не толь­ко про­цес­са покрас­ки, но и про­цес­са отвер­жде­ния, её нель­зя избе­жать, мож­но толь­ко мини­ми­зи­ро­вать и устра­нить после покраски.

Когда крас­ка высы­ха­ет до состо­я­ния поли­ме­ри­за­ции, про­ис­хо­дят два явле­ния: испа­ре­ние рас­тво­ри­те­ля и сши­ва­ние хими­че­ских компонентов.

Когда крас­ка нано­сит­ся, она напол­не­на рас­тво­ри­те­лем. Рас­тво­ри­тель — это то, что удер­жи­ва­ет крас­ку вме­сте — он суще­ству­ет для того, что­бы кон­тро­ли­ро­вать рас­ход, дей­ство­вать как раз­ба­ви­тель и про­ти­во­сто­ять про­ви­са­нию в про­цес­се сушки/отверждения. Рас­тво­ри­тель — это жид­кость, кото­рая пере­но­сит твёр­дые части­цы крас­ки из писто­ле­та-рас­пы­ли­те­ля на поверх­ность автомобиля.

В совре­мен­ных водо­раз­бав­ля­е­мых крас­ках в каче­стве рас­тво­ри­те­ля высту­па­ет вода, поэто­му, когда она испа­ря­ет­ся, оста­ет­ся толь­ко твёр­дая часть крас­ки. Ингре­ди­ен­ты, вхо­дя­щие в состав крас­ки, сжи­ма­ют­ся, что­бы запол­нить пусто­ту, остав­лен­ную рас­тво­ри­те­лем (водой). Ингре­ди­ен­ты при­тя­ги­ва­ют­ся друг к дру­гу и всту­па­ют в кон­такт — это назы­ва­ет­ся сши­ва­ни­ем. Боль­шин­ство ингре­ди­ен­тов име­ют раз­ное поверх­ност­ное натя­же­ние, но те немно­гие, кото­рые име­ют оди­на­ко­вое поверх­ност­ное натя­же­ние, “сли­па­ют­ся” вме­сте, что при­во­дит к нерав­но­мер­но­сти плён­ки. Эта неров­ность и назы­ва­ет­ся шагренью.

Ещё хуже то, что вода обла­да­ет высо­ким поверх­ност­ным натя­же­ни­ем, а зна­чит, пло­хо рас­те­ка­ет­ся. К сожа­ле­нию, для пра­виль­но­го лако­кра­соч­но­го покры­тия тре­бу­ет­ся хоро­шая теку­честь. Теку­честь — это то, что поз­во­ля­ет вол­нам и хол­мам в крас­ке вырав­ни­вать­ся, или “рас­те­кать­ся”. Кро­ме того, теку­честь и ско­рость высы­ха­ния водо­раз­бав­ля­е­мых кра­сок очень чув­стви­тель­ны к изме­не­ни­ям влаж­но­сти, а влаж­ность труд­но кон­тро­ли­ро­вать в завод­ских усло­ви­ях. Недо­стат­ки водо­рас­тво­ри­мых кра­сок уве­ли­чи­ва­ют слож­ность кон­тро­ля шаг­ре­ни на про­из­вод­ствен­ной линии, что явля­ет­ся одной из при­чин, поче­му эффект «апель­си­но­вой кор­ки» — менее серьёз­ная про­бле­ма для ста­рых авто­мо­би­лей с крас­ка­ми на растворителе.

Хотя пра­виль­ные мето­ды могут све­сти шаг­рень к мини­му­му, избе­жать её невоз­мож­но. Шли­фов­ка и поли­ров­ка — един­ствен­ное реше­ние для полу­че­ния финиш­но­го покры­тия без шагрени.

Кон­троль лако­кра­соч­но­го покры­тия на заводе

Авто­про­из­во­ди­те­ли рас­по­ла­га­ют целым арсе­на­лом высо­ко­тех­но­ло­гич­ных инстру­мен­тов для точ­но­го опре­де­ле­ния состо­я­ния лако­кра­соч­но­го покры­тия. К таким при­бо­рам отно­сят­ся мно­го­уголь­ные изме­ри­те­ли блес­ка, кото­рые необ­хо­ди­мы для про­смот­ра блес­ка под раз­ны­ми угла­ми и про­вер­ки ори­ен­та­ции чешу­ек. Кро­ме того, спек­тро­фо­то­мет­ры изме­ря­ют общее цве­то­вое впе­чат­ле­ние, гаран­ти­руя, что все пане­ли име­ют абсо­лют­но оди­на­ко­вый отте­нок цве­та, блеск и сия­ние. Бам­пе­ры исклю­ча­ют­ся из это­го теста — посколь­ку бам­пе­ры пла­сти­ко­вые и тре­бу­ют дру­го­го про­цес­са нане­се­ния и отвер­жде­ния, они окра­ши­ва­ют­ся в дру­гом месте. При­бо­ры так­же про­ве­ря­ют твёр­дость крас­ки, что­бы убе­дить­ся, что все пане­ли затвер­де­ли оди­на­ко­во, что при­ве­дёт к рав­но­мер­ной ори­ен­та­ции чешуек.

Очень важ­но, что обо­ру­до­ва­ние так­же исполь­зу­ет­ся для изме­ре­ния шаг­ре­ни, посколь­ку в зави­си­мо­сти от авто­мо­би­ля допус­ка­ет­ся толь­ко опре­де­лён­ный её раз­мер. Раз­лич­ные уров­ни шаг­ре­ни оце­ни­ва­ют­ся по шка­ле с помо­щью при­бо­ров, кото­рые могут изме­рять вол­ни­стость крас­ки, даже такую, кото­рую чело­ве­че­ский глаз может не уловить.

Осмотр на нали­чие шаг­ре­ни — это одно. Уда­лить или умень­шить её — совсем дру­гое. Мы зна­ем, что един­ствен­ный спо­соб уда­лить её — это шли­фов­ка и поли­ров­ка. Если вы пред­ста­ви­те себе неко­то­рые из самых кра­си­вых лако­кра­соч­ных покры­тий, кото­рые вы когда-либо виде­ли — будь то выста­воч­ный авто­мо­биль после­про­даж­но­го обслу­жи­ва­ния или завод­ская покрас­ка, — знай­те, что для дости­же­ния неве­ро­ят­но­го блес­ка и глу­би­ны лако­кра­соч­но­го покры­тия оно было тща­тель­но отшли­фо­ва­но и отполировано.

К сожа­ле­нию, лишь неболь­шой про­цент про­из­во­ди­те­лей шли­фу­ет и поли­ру­ет свои авто­мо­би­ли после поли­ме­ри­за­ции. Посколь­ку руч­ной труд по шли­фов­ке неве­ро­ят­но дорог, толь­ко самые изыс­кан­ные авто­мо­би­ли про­хо­дят эту ста­дию. Имен­но поэто­му вы не уви­ди­те шаг­ре­ни на кузо­ве ново­го Rolls Royce или Bentley.

Кор­рек­ти­ров­ка ЛКП в завод­ских условиях.

Поверх­ность будет выгля­деть очень бле­стя­щей с высо­ким пока­за­те­лем DOI (Distinctness of Image, он же “отчёт­ли­вость отра­же­ния”). Пока­за­тель DOI харак­те­ри­зу­ет чёт­кость изоб­ра­же­ния, полу­ча­е­мо­го при отра­же­нии на поверх­но­сти (по сути, насколь­ко чёт­ким явля­ет­ся ваше отра­же­ние в лако­кра­соч­ном покры­тии автомобиля).

Как чело­век вос­при­ни­ма­ет шаг­рень лако­кра­соч­но­го покры­тия автомобиля?

Эффект «апель­си­но­вой кор­ки» про­яв­ля­ет­ся по-раз­но­му в зави­си­мо­сти от рас­сто­я­ния, цве­та, типа покры­тия, сол­неч­но­го све­та, угла обзо­ра, а так­же фор­мы и рас­по­ло­же­ния кузов­ной пане­ли на автомобиле.

Рас­смот­рим подроб­нее, что вли­я­ет на види­мость шагрени.

  • При про­смот­ре под раз­ны­ми угла­ми шаг­рень как бы исче­за­ет. В чём при­чи­на? Дело в том, что чело­ве­че­ский глаз недо­ста­точ­но силён, что­бы обна­ру­жить неров­но­сти крас­ки при всех углах обзо­ра. Мак­си­маль­но раз­ли­чи­мая чело­ве­че­ским гла­зом раз­ни­ца в высо­те неров­но­стей крас­ки состав­ля­ет око­ло 20 мкм. Меха­ни­че­ская ампли­ту­да авто­мо­биль­но­го покры­тия обыч­но нахо­дит­ся в диа­па­зоне 1 мкм.
  • Цвет так­же вли­я­ет на види­мость шаг­ре­ни. На тём­ных цве­тах она более замет­на, а на свет­лых «метал­ли­ках» может прак­ти­че­ски исче­зать от восприятия.
  • Фор­ма и рас­по­ло­же­ние кузов­ной пане­ли. Гори­зон­таль­ные поверх­но­сти, такие как капот и крыш­ка багаж­ни­ка, менее под­вер­же­ны про­яв­ле­нию шаг­ре­ни, чем вер­ти­каль­ные поверх­но­сти, посколь­ку на них мень­ше дей­ству­ет сила тяже­сти. Даже спе­ци­а­ли­сты из Rolls Royce при­зна­ют­ся, что кры­ша и капот обыч­но не шли­фу­ют­ся и не поли­ру­ют­ся, посколь­ку на их гори­зон­таль­ных поверх­но­стях крас­ка пол­но­стью рас­те­ка­ет­ся и шаг­рень не про­яв­ля­ет­ся. Когда крас­ка затвер­де­ва­ет, она опи­ра­ет­ся на рас­тво­ри­тель, кото­рый удер­жи­ва­ет её во вре­мя высы­ха­ния. К сожа­ле­нию, даже самые луч­шие рас­тво­ри­те­ли не могут про­ти­во­сто­ять силе тяже­сти, поэто­му боко­вые поверх­но­сти авто­мо­би­ля будут с шагренью.

Фак­ты о завод­ской шагрени

  • Шаг­рень — есте­ствен­ное явле­ние в про­цес­се покрас­ки, и уда­лить её мож­но толь­ко с помо­щью шли­фов­ки и полировки.
  • Шаг­рень может появить­ся уже на пер­вом эта­пе покрас­ки, хотя в основ­ном она воз­ни­ка­ет в резуль­та­те про­цес­са поли­ме­ри­за­ции и оста­ёт­ся из-за отсут­ствия шли­фов­ки на эта­пе проверки.
  • Руч­ной труд по уда­ле­нию шаг­ре­ни неве­ро­ят­но дорог, поэто­му толь­ко самые высо­ко­класс­ные про­из­во­ди­те­ли выпус­ка­ют авто­мо­би­ли с ЛКП без шагрени.
  • Даже если бы руч­ной труд был каким-то обра­зом авто­ма­ти­зи­ро­ван, уда­ле­ние слоя лака сни­жа­ет дол­го­веч­ность покрытия.
  • Мно­го­слой­ный лак решил бы про­бле­му дол­го­веч­но­сти, но затра­ты на него неоправ­дан­но доро­ги, учи­ты­вая блеск и сия­ние совре­мен­но­го ЛКП при исполь­зо­ва­нии толь­ко одно­го слоя лака. В резуль­та­те почти на всех выпус­ка­е­мых сего­дня авто­мо­би­лях исполь­зу­ет­ся толь­ко один слой лака.

На эффект «апель­си­но­вой кор­ки» лако­кра­соч­но­го покры­тия было пода­но мно­же­ство жалоб всем про­из­во­ди­те­лям, так поче­му же с этим ниче­го не дела­ет­ся? Дело не в день­гах — про­из­во­ди­те­ли тра­тят мил­ли­о­ны на тех­но­ло­гии, что­бы изба­вить­ся от нюан­сов, кото­рые раз­дра­жа­ют поку­па­те­лей, так поче­му бы не вло­жить день­ги в допол­ни­тель­ный слой лака и руч­ной труд по уда­ле­нию шагрени?

Не толь­ко сто­и­мость тру­да меша­ет про­из­во­ди­те­лям уда­лять шаг­рень. Есть ещё три при­чи­ны, кото­рые застав­ля­ют про­из­во­ди­те­лей остав­лять её:

  • Шаг­рень со вре­ме­нем сти­ра­ет­ся от непра­виль­но­го обра­ще­ния с ЛКП, изно­са и повре­жде­ний. В то вре­мя как лак стал твёр­же и проч­нее, чем когда-либо, «апель­си­но­вая кор­ка» ста­ла мень­ше, чем когда-либо. Её вели­чи­на при­мер­но 10–12 мик­рон (имен­но столь­ко в сред­нем нуж­но уда­лить с помо­щью шли­фов­ки и поли­ров­ки, что­бы устра­нить всю шаг­рень). Этот тон­кий слой может сте­реть­ся за несколь­ко лет, с учё­том мно­же­ства моек и даже сла­бо абра­зив­ных поли­ро­вок, кото­рые могут осу­ществ­лять­ся вла­дель­цем авто.
  • Сред­не­ста­ти­сти­че­ский авто­вла­де­лец не заме­ча­ет завод­ской шаг­ре­ни или не обра­ща­ет на неё вни­ма­ния. В отли­чие от спе­ци­а­ли­стов или люби­те­лей детей­лин­га, сред­не­ста­ти­сти­че­ский поку­па­тель авто не заме­ча­ет шаг­рень на крас­ке, пока вы не ука­же­те ему на неё. Люди сми­ри­лись с тем, что новый авто­мо­биль выгля­дит имен­но так.
  • Сред­не­ста­ти­сти­че­ский поку­па­тель авто­мо­би­ля не зна­ет, как под­дер­жи­вать лако­кра­соч­ное покры­тие в отлич­ном состо­я­нии. Пред­ставь­те себе, если бы все авто­мо­би­ли были покра­ше­ны в сти­ле Rolls Royce. Сколь­ко бы про­дер­жа­лось такое лако­кра­соч­ное покры­тие в руках сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го води­те­ля? Помни­те, что шли­фов­ка и поли­ров­ка лака умень­ша­ет его тол­щи­ну, что, в свою оче­редь, сни­жа­ет защи­ту от уль­тра­фи­о­ле­та и дол­го­веч­ность. Это так­же повы­ша­ет чув­стви­тель­ность к цара­пи­нам, мой­ке, пло­хой пого­де. Посколь­ку про­из­во­ди­тель даёт гаран­тию, суще­ству­ет мини­маль­ная тол­щи­на крас­ки, кото­рая долж­на оста­вать­ся на авто­мо­би­ле, когда он поки­да­ет завод. Если тол­щи­на мень­ше, то дол­го­веч­ность будет нарушена.

Читай­те так­же по теме:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.