Как рисовать аэрографом?

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой  ста­тье рас­смот­рим, как рисо­вать аэро­гра­фом. Раз­бе­рём основ­ные пра­ви­ла управ­ле­ния этим инстру­мен­том и вспо­мо­га­тель­ные сред­ства, кото­рые исполь­зу­ют­ся в про­цес­се рисо­ва­ния. В кон­це ста­тьи Вы най­дё­те про­стые упраж­не­ния, помо­га­ю­щие нара­бо­тать навык управ­ле­ния триг­ге­ром (кур­ком) аэро­гра­фа и раз­ви­ва­ю­щие коор­ди­на­цию руки при рисо­ва­нии с помо­щью аэрографа.

Опыт­ный аэро­гра­фист может рисо­вать фото­ре­а­ли­стич­ные изоб­ра­же­ния и может ими­ти­ро­вать любое сред­ство для рисо­ва­ния. Такой уро­вень тре­бу­ет тща­тель­но­го пла­ни­ро­ва­ния и уме­лое исполь­зо­ва­ние аэро­гра­фа и мас­ки­ро­воч­ных мате­ри­а­лов. Для нович­ка же важ­но посте­пен­но пере­хо­дить от про­сто­го к слож­но­му. Нач­нём с само­го про­сто­го. Как нуж­но пра­виль­но дер­жать аэрограф.

Как держать аэрограф?

Аэро­граф нуж­но дер­жать как руч­ку. Ука­за­тель­ный палец дол­жен нахо­дить­ся на триг­ге­ре, что­бы его кон­тро­ли­ро­вать. Кор­пус аэро­гра­фа опи­ра­ет­ся на сред­ний палец. Боль­шой палец при­жи­ма­ет кор­пус сбо­ку. Этот метод рас­по­ло­же­ния аэро­гра­фа в руке поз­во­ля­ет им точ­но управлять.

1

Суще­ству­ет и аль­тер­на­тив­ный метод, реко­мен­до­ван­ный для рисо­ва­ния боль­ших рисун­ков на боль­шой пло­ща­ди. В этом слу­чае боль­шой палец рас­по­ла­га­ет­ся на триг­ге­ре и управ­ля­ет все­ми его дви­же­ни­я­ми. При этом мето­де ухуд­ша­ет­ся точ­ность управ­ле­ния, по срав­не­нию с пер­вым вари­ан­том. Пре­иму­ще­ство же в том, что при дли­тель­ном исполь­зо­ва­нии аэро­гра­фа, боль­шой палец мень­ше уста­ёт и повре­жда­ет­ся, чем указательный.

holdbrush

Управление аэрографом

Мы будем рас­смат­ри­вать рисо­ва­ние аэро­гра­фом двой­но­го дей­ствия, на кото­ром мож­но управ­лять пото­ком воз­ду­ха и коли­че­ством крас­ки неза­ви­си­мо (более подроб­но про прин­цип дей­ствия и типы аэро­гра­фов см. ста­тью «Прин­цип рабо­ты аэро­гра­фа»). Для рисо­ва­ния аэро­граф дол­жен быть под­клю­чён к ком­прес­со­ру и запол­нен крас­кой. Будет доста­точ­но несколь­ких капель крас­ки в его бачок.

Пер­вым делом нуж­но нажать на триг­гер, что­бы пустить воз­дух. Сле­ду­ю­щим шагом нуж­но мед­лен­но отве­сти триг­гер назад.

2

Это дей­ствие выпу­стит крас­ку, кото­рая вме­сте с воз­ду­хом нач­нёт рас­пы­лять­ся и сфор­ми­ру­ет факел. При рисо­ва­нии аэро­граф дол­жен быть пер­пен­ди­ку­ля­рен поверх­но­сти, на кото­рой вы рису­е­те. Это пра­ви­ло, у кото­ро­го быва­ют исклю­че­ния. Если вы набе­рё­тесь доста­точ­но опы­та, то смо­же­те рас­пы­лять под раз­ны­ми угла­ми к поверх­но­сти, тем самым, созда­вая раз­лич­ные худо­же­ствен­ные эффек­ты. Нович­ку мож­но посо­ве­то­вать всё же при­дер­жи­вать­ся пер­пен­ди­ку­ляр­но­го рас­по­ло­же­ния аэро­гра­фа к поверх­но­сти и скон­цен­три­ро­вать­ся на управ­ле­нии триггером.

Тех­ни­ка рисо­ва­ния аэро­гра­фом пред­став­ля­ет собой управ­ле­ние аэро­гра­фом при помо­щи руки, изме­не­ние пото­ка воз­ду­ха, коли­че­ства крас­ки и рас­сто­я­ния от поверх­но­сти в про­цес­се рисо­ва­ния. Важ­но начать толь­ко воз­ду­хом и закон­чить тоже толь­ко воз­ду­хом. Если оста­нав­ли­вать воз­дух в кон­це линии, то это создаст утол­ще­ние или пят­но, поэто­му для плав­но­го завер­ше­ния линии, ста­рай­тесь удер­жи­вать воз­дух до оста­нов­ки пото­ка крас­ки. При рисо­ва­нии аэро­гра­фом оди­ноч­но­го дей­ствия этот при­ём реа­ли­зу­ет­ся тем, что рука начи­на­ет дви­гать­ся до нажа­тия триг­ге­ра и про­дол­жа­ет после его отпускания.

Давление воздуха для аэрографа

Дав­ле­ние воз­ду­ха при рас­пы­ле­нии зави­сит от исполь­зу­е­мой крас­ки и того, как она разведена.

Более высо­кое дав­ле­ние име­ет свои пре­иму­ще­ства и недо­стат­ки. С более высо­ким дав­ле­ни­ем у вас будет луч­шее рас­пы­ле­ние крас­ки, и она будет мень­ше заби­вать­ся, но в тоже вре­мя будет боль­ше опы­ла. Потре­бу­ет­ся закры­вать при­ле­га­ю­щую зону, куда не дол­жен попа­дать опыл и обя­за­тель­но исполь­зо­вать респи­ра­тор. Дру­гой нега­тив­ный момент заклю­ча­ет­ся в том, что крас­ка будет сох­нуть очень быст­ро, так как крас­ка раз­мель­ча­ет­ся на более мел­кие кап­ли, кото­рые сох­нут быстрее.

pressure

Более низ­кое дав­ле­ние так­же име­ет свои пози­тив­ные и нега­тив­ные момен­ты. Плюс в том, что при низ­ком дав­ле­нии полу­ча­ет­ся мень­ше опы­ла и боль­шая эффек­тив­ность пере­но­са крас­ки на поверх­ность, то есть мень­ше крас­ки теря­ет­ся. С дру­гой сто­ро­ны, кап­ли крас­ки будут иметь боль­ший раз­мер и рису­нок будет выгля­деть гру­бее. Так­же могут воз­ник­нуть про­бле­мы с заби­ва­ни­ем сопла.

Учи­ты­вая эти момен­ты луч­ше най­ти для себя золо­тую сере­ди­ну. Мож­но начать с низ­ко­го дав­ле­ния и при­бав­лять его до момен­та, пока не полу­чи­те хоро­шее рас­пы­ле­ние, под­хо­дя­щее для вашей задачи.

Расстояние от аэрографа до поверхности во время рисования

Пра­виль­ную дистан­цию нуж­но нахо­дить экс­пе­ри­мен­таль­ным путём, учи­ты­вая неко­то­рые базо­вые пра­ви­ла. Три глав­ных фак­то­ра опре­де­ля­ют дистан­цию: тол­щи­на линии, кото­рую Вы хоти­те нари­со­вать, кон­си­стен­ция крас­ки и дав­ле­ние воз­ду­ха, выхо­дя­ще­го из аэро­гра­фа. Раз­мер факе­ла опре­де­ля­ет­ся рас­сто­я­ни­ем от аэро­гра­фа до поверх­но­сти. Чем бли­же аэро­граф, тем мень­ше факел.

Густая крас­ка тре­бу­ет более высо­ко­го дав­ле­ния и боль­шей дистан­ции от аэро­гра­фа до поверх­но­сти. Жид­кая крас­ка для рас­пы­ле­ния тре­бу­ет более низ­ко­го дав­ле­ния и мень­шее рас­сто­я­ние от аэро­гра­фа до поверхности.

Таким обра­зом, для тон­ких линий исполь­зуй­те жид­ко раз­ве­дён­ную крас­ку и при­мер­ное рас­сто­я­ние от 0.6  до 2 см. и дав­ле­ние 1 атм. Для рас­пы­ле­ния фона исполь­зуй­те более густую крас­ку и дав­ле­ние 2.5–3 атм. Рас­сто­я­ние от поверх­но­сти будет зави­сеть от раз­ме­ра иллю­стра­ции. В целом, оно может состо­ять от 15 до 25 см. Так­же на рас­сто­я­ние вли­я­ет тип ваше­го аэро­гра­фа, раз­мер соп­ла и тип поверх­но­сти (её впи­ты­ва­ю­щая способность).

Если нет опыта рисования

Неуме­ние рисо­вать не может слу­жить зна­чи­мой при­чи­ной для невоз­мож­но­сти зани­мать­ся аэро­гра­фи­ей. Конеч­но же, насто­я­щий худож­ник-аэро­гра­фист дол­жен уметь рисо­вать и талант с кре­а­тив­но­стью при­го­дят­ся. Но суще­ству­ет мно­го раз­лич­ных инстру­мен­тов и мате­ри­а­лов, кото­рые могут облег­чить рисо­ва­ние на пер­вых эта­пах обу­че­ния. Исполь­зо­ва­ние тра­фа­ре­тов и мас­ки­ро­воч­ных мате­ри­а­лов явля­ют­ся при­ме­ра­ми вспо­мо­га­тель­ных при­спо­соб­ле­ний, помо­га­ю­щих осва­и­вать аэрографию.

Одним из самых дешё­вых и ста­рых мето­дов для облег­че­ния рисо­ва­ния явля­ет­ся рисо­ва­ние по рас­чер­чен­ной решёт­ке, по квад­ра­там. На изоб­ра­же­нии, кото­рое вы бы хоте­ли нари­со­вать рису­ет­ся решёт­ка (всё изоб­ра­же­ние делит­ся на квад­ра­ты). Потом похо­жая шка­ла рису­ет­ся на поверх­но­сти для рисо­ва­ния. Таким обра­зом, решёт­ка обес­пе­чит кон­троль­ны­ми точ­ка­ми, на кото­рые нуж­но ори­ен­ти­ро­вать­ся при рисо­ва­нии рисун­ка. При запол­не­нии квад­ра­тов на поверх­но­сти для рисо­ва­ния, вы тре­ни­ру­е­те ваш мозг и руку рабо­тать вме­сте. Здесь вы научи­тесь вос­про­из­во­дить тол­щи­ну линий, интен­сив­ность цве­та и созда­вать тени. Это лишь тре­ни­ро­воч­ный этап, кото­рый помо­жет вам при­бли­зить­ся к само­сто­я­тель­но­му рисо­ва­нию аэро­гра­фом. Такой метод исполь­зу­ют и опыт­ные худож­ни­ки, когда важ­на точ­ность вос­про­из­вод­ства, к при­ме­ру, при рисо­ва­нии с фотографии.

gridtechniq
Фото­гра­фия (сле­ва) была раз­де­ле­на на оди­на­ко­вые квад­рат­ные сек­ции для облег­че­ния рисо­ва­ния. Рису­нок (спра­ва) был нари­со­ван на поверх­но­сти, раз­де­лён­ной на такие же квад­рат­ные сек­ции, что помог­ло соблю­сти пропорции. 

Сле­ду­ю­щая тех­ни­ка пред­став­ля­ет собой повто­ре­ние кон­ту­ра изоб­ра­же­ния, кото­рый про­еци­ру­ет спе­ци­аль­ный про­ек­тор (tracer art projector). По это­му кон­ту­ру потом осу­ществ­ля­ет­ся рисо­ва­ние аэро­гра­фом. Это помо­га­ет лег­ко соблю­дать пропорции.

Маскирование

При рисо­ва­нии от руки, без при­ме­не­ния вспо­мо­га­тель­ных средств, гра­ни­цы рисо­ван­ных объ­ек­тов полу­ча­ют­ся раз­мы­ты­ми, а так­же про­бле­мой может стать попа­да­ние крас­ки при рас­пы­ле­нии на обла­сти, при­ле­га­ю­щие к рису­е­мо­му объекту.

shabloni
Шаб­ло­ны для аэро­гра­фии края с раз­ны­ми изги­ба­ми исполь­зу­ют­ся для полу­че­ния раз­лич­ных форм при рисовании.

Мас­ки­ро­ва­ние отдель­ных зон рисун­ка поз­во­ля­ет избе­жать попа­да­ния туда пере­пы­ла, а так­же помо­га­ет дости­гать чёт­ких гра­ниц рису­е­мых объ­ек­тов. К тому же, это уско­ря­ет и облег­ча­ет про­цесс рисо­ва­ния. Для этих целей исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные мас­ки­ро­воч­ные мате­ри­а­лы. Это могут быть гото­вые и само­дель­ные тра­фа­ре­ты, шаб­ло­ны, спе­ци­аль­ная мас­ки­ро­воч­ная плён­ка (англ. frisket). Такая плён­ка отли­ча­ет­ся от дру­гих мас­ки­ро­воч­ных мате­ри­а­лов тем, что ей мож­но закрыть всю рабо­чую поверх­ность, а потом выре­зать и убрать необ­хо­ди­мые части, после чего мож­но рисо­вать на не закры­тых сег­мен­тах. Плён­ки быва­ют мато­вы­ми и глян­це­вы­ми. Для исполь­зо­ва­ния с не водо­рас­тво­ри­мы­ми крас­ка­ми плён­ка долж­на быть спе­ци­аль­ная, стой­кая к растворителю.

Для полу­че­ния раз­лич­ных форм, мож­но исполь­зо­вать объ­ек­ты при­ро­ды, такие как веточ­ки, перья и листья, а так­же любые дру­гие пред­ме­ты, помо­га­ю­щие достичь нуж­но­го эффек­та в рисунке.

Свет и тени

Тени рису­ют­ся аэро­гра­фом при помо­щи чёр­ной крас­ки. Для этих целей нуж­но чуть боль­ше раз­во­дить крас­ку, для луч­шей рас­те­ка­е­мо­сти. Так закра­ши­ва­е­мая зона не ста­нет слиш­ком чёр­ной во вре­мя рас­пы­ле­ния аэрографа.

Отра­же­ния, гра­ни­цы све­та, све­то­вые бли­ки, яркие обла­сти и т.д. дела­ют­ся рас­пы­ле­ни­ем мень­ше­го коли­че­ства крас­ки так, что­бы под­лож­ка или фон про­све­чи­вал. Так­же мож­но рисо­вать белой крас­кой, либо сти­рать краску.

Упражнения

Для обу­че­ния рисо­ва­нию аэро­гра­фом нуж­но начать с про­стых упраж­не­ний. Они помо­гут научить­ся кон­тро­ли­ро­вать триг­гер аэро­гра­фа и разо­вьют коор­ди­на­цию руки.

Сна­ча­ла нари­суй­те на бума­ге гори­зон­таль­ную линию длин­ной 15 сан­ти­мет­ров при помо­щи каран­да­ша или руч­ки и линей­ки. Обо­значь­те левый конец линии бук­вой «A», а пра­вый «B».

67

Под­го­товь­те аэро­граф к рисо­ва­нию: вклю­чи­те ком­прес­сор, про­верь­те все соеди­не­ния, уста­но­ви­те дав­ле­ние око­ло 2–2.5 атм., под­го­товь­те крас­ку. Сле­дуй­те инструк­ции, при­ве­дён­ной на иллю­стра­ции, что­бы нари­со­вать аэро­гра­фом линии той же длин­ны, что и базо­вая линия. На рисун­ке пока­за­ны голу­бые линии раз­ной тол­щи­ны. Тол­щи­ну мож­но менять, уве­ли­чи­вая дистан­цию от поверх­но­сти рисун­ка. Не уве­ли­чи­вай­те рас­сто­я­ние слиш­ком мно­го, так как линии полу­чать­ся слиш­ком рас­плыв­ча­ты­ми из-за излиш­не­го опыла.

Если хоти­те достичь тон­кой акку­рат­ной пря­мой линии, то може­те вос­поль­зо­вать­ся линей­кой. Нуж­но её удер­жи­вать под углом 45 гра­ду­сов от поверх­но­сти и рас­пы­лять аэро­гра­фом по её краю. Любая сте­пень плав­но­сти гра­ни­цы может быть достиг­ну­та уве­ли­че­ни­ем рас­сто­я­ния линей­ки от поверх­но­сти. Чем даль­ше она от поверх­но­сти, тем более плав­ная граница.

resh1

В дру­гом упраж­не­нии нуж­но рас­пы­лять раз­лич­ные точ­ки, вер­ти­каль­ные и диа­го­наль­ные линии. Сде­лай­те решёт­ку как на иллю­стра­ции, исполь­зуя каран­даш или руч­ку и линей­ку. Раз­мер яче­ек может быть 2.5 или 3 см. Далее нуж­но рас­пы­лить несколь­ко точек на пере­се­че­нии линий. Точ­ки долж­ны быть раз­ных диа­мет­ров, кото­рый мож­но менять, ото­дви­гая триг­гер назад и уве­ли­чи­вая рас­сто­я­ние от поверхности.

В сле­ду­ю­щем упраж­не­нии нуж­но будет рас­пы­лять аэро­гра­фом линии не толь­ко гори­зон­таль­ные, но и вер­ти­каль­ные и диа­го­наль­ные. Для это­го пред­ва­ри­тель­но нуж­но будет начер­тить новую решёт­ку. Нач­ни­те с рас­пы­ле­ния гори­зон­таль­ных линий (а). Потом начер­ти­те гори­зон­таль­ную линию в обрат­ном направ­ле­нии, далее рас­пы­ли­те вер­ти­каль­ные линии свер­ху вниз и сни­зу вверх (b). Сле­ду­ю­щим шагом сде­лай­те линии по диа­го­на­ли во всех направ­ле­ни­ях (с). Запол­ни­те всю решёт­ку, рас­пы­ляя линии в раз­ных направ­ле­ни­ях (d).

resh2

Прак­ти­куй­те базо­вые эле­мен­тар­ные упраж­не­ния еже­днев­но. Эти упраж­не­ния посте­пен­но улуч­шат ваши навы­ки. Их так­же мож­но делать для разо­гре­ва до рисования.

3 Комментарии

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.