Как пользоваться мерной ёмкостью для смешивания краски

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье мы раз­бе­рём­ся, как нуж­но поль­зо­вать­ся мер­ной ёмко­стью для сме­ши­ва­нии лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов. Рас­смот­рим, что озна­ча­ет про­пор­ция сме­ши­ва­ния, кото­рую ука­зы­ва­ют на таре крас­ки, раз­бе­рём нагляд­ные при­ме­ры сме­ши­ва­ния и обсу­дим тему раз­ной вяз­ко­сти лако­кра­соч­ных материалов.

Для грун­то­ва­ния и окра­ши­ва­ния авто­мо­би­ля исполь­зу­ют­ся двух­ком­по­нент­ные мате­ри­а­лы. Крас­ки и лаки более дол­го­веч­ны, обес­пе­чи­ва­ют луч­ший блеск и содер­жат боль­ше твёр­дых веществ, чем одно­ком­по­нент­ные. Двух­ком­по­нент­ные грун­ты, крас­ки и лаки постав­ля­ют­ся в тарах, где каж­дый ком­по­нент (краска/лак или грунт и активатор/отвердитель) нали­ты в раз­ные тары, кото­рые уже пред­ва­ри­тель­но отме­ре­ны. Для при­го­тов­ле­ния гото­вой сме­си необ­хо­ди­мо про­сто доба­вить в крас­ку, лак или грунт вто­рой ком­по­нент и, при необ­хо­ди­мо­сти, раз­ба­ви­тель (тре­тий ком­по­нент), затем встрях­нуть или пере­ме­шать. Одна­ко если вам не нужен весь объ­ём крас­ки, то воз­ни­ка­ет слож­ность точ­но отме­рить нуж­ное коли­че­ство отвер­ди­те­ля и раз­ба­ви­те­ля, необ­хо­ди­мых для сме­ши­ва­ния с тре­бу­е­мым объ­ё­мом крас­ки или лака. Сме­ши­ва­ние крас­ки или лака в непра­виль­ных про­пор­ци­ях создаст про­бле­мы при окра­ши­ва­нии авто­мо­би­ля. ЛКП может полу­чить­ся слиш­ком сухим, без блес­ка или, при дру­гой край­но­сти, вы полу­чи­те под­тё­ки и пло­хо затвер­де­ва­ю­щее покры­тие. Для облег­че­ния сме­ши­ва­ния всех ком­по­нен­тов лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов в нуж­ных про­пор­ци­ях исполь­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные ёмко­сти для сме­ши­ва­ния. Они избав­ля­ют от всех дога­док в про­цес­се сме­ши­ва­ния и точ­ные про­пор­ции оста­ют­ся неиз­мен­ны­ми, неза­ви­си­мо от того, какой объ­ём нужен и сколь­ко ком­по­нен­тов тре­бу­ет­ся сме­шать. Если вы нико­гда рань­ше не поль­зо­ва­лись мер­ны­ми ста­ка­на­ми, то уви­ди­те огром­ное пре­иму­ще­ство, кото­рое даёт пра­виль­ная смесь ЛК-мате­ри­а­лов. Резуль­та­ты покрас­ки ста­нут одно­знач­но лучше.

Как устроены мерные ёмкости для смешивания лакокрасочных материалов

Мер­ные ёмко­сти для при­го­тов­ле­ния крас­ки изго­тав­ли­ва­ют­ся из поли­про­пи­ле­на. Это при­да­ёт им устой­чи­вость к хими­ка­там лако­кра­соч­ных мате­ри­а­лов, очень ста­биль­ную жёст­кость и высо­кую про­зрач­ность, что гаран­ти­ру­ет чита­е­мость про­пор­ций сме­ши­ва­ния как изнут­ри, так и сна­ру­жи. Они отлич­но под­хо­дят не толь­ко для сме­ши­ва­ния, но и для хра­не­ния грун­та, крас­ки или лака. Гер­ме­тич­ные крыш­ки спо­соб­ству­ют этому.

В про­да­же име­ют­ся раз­лич­ные раз­ме­ры ёмко­стей, от 120 мл до 2300 мл/6000 мл, для раз­ных объ­ё­мов раз­бав­ле­ния и сме­ши­ва­ния ЛК-материалов.

Мерные ёмкости для смешивания

Про­зрач­ные мер­ные ёмко­сти име­ют напе­ча­тан­ное сбо­ку руко­вод­ство по соот­но­ше­нию ком­по­нен­тов для пра­виль­но­го сме­ши­ва­ния 2‑х и более ком­по­нент­ных сме­сей в наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных пропорциях(1: 1, 2: 1, 3: 1, 4: 1, 4:1:1, 5:1, 10% и т.д.). Соот­но­ше­ния сме­ши­ва­ния ука­зы­ва­ют­ся в частях (обыч­но по объ­е­му), что явля­ет­ся наи­бо­лее часто исполь­зу­е­мым и про­стым для пони­ма­ния. Допол­ни­тель­но к частям, могут быть ука­за­ны про­цен­ты, кото­рые отно­сят­ся к коли­че­ству добав­ля­е­мо­го разбавителя.

Неза­ви­си­мо от объ­ё­ма, выбран­ное изме­ре­ние долж­но оста­вать­ся неиз­мен­ным в тече­ние все­го про­цес­са сме­ши­ва­ния. Соот­но­ше­ние сме­ши­ва­ния 4:1:1 обыч­но озна­ча­ет 4 части базо­во­го про­дук­та, 1 часть отвер­ди­те­ля и 1 часть раз­ба­ви­те­ля. В неко­то­рых сме­сях кра­сок тре­тья циф­ра не ука­зы­ва­ет­ся, так как для них не тре­бу­ет­ся разбавитель.

Раз­ные про­пор­ции напе­ча­та­ны в верх­ней части мер­ной ёмко­сти по все­му пери­мет­ру. Для нача­ла сме­ши­ва­ния нуж­но выбрать сек­тор с нуж­ной вам про­пор­ци­ей. Каж­дая про­пор­ция содер­жит три смеж­ных столб­ца на ёмко­сти, по одно­му для каж­до­го из трёх чисел (частей крас­ки). Если про­пор­ция вашей крас­ки или лака состо­ит толь­ко из двух чисел (напри­мер, 2:1), то игно­ри­руй­те тре­тий столбец.

Тех­но­ло­гия сме­ши­ва­ния про­ста: сна­ча­ла нали­ва­ем краску/лак до отмет­ки с выбран­ным объ­ё­мом (пер­вый стол­бец), далее нали­ва­ем отвер­ди­тель, ори­ен­ти­ру­ясь на сле­ду­ю­щий стол­бец (до отмет­ки в том же мас­шта­бе), а затем раз­ба­ви­тель (до отмет­ки в том же мас­шта­бе тре­тье­го столбца).

Это будет выгля­деть как неболь­шая лест­ни­ца. Все ком­по­нен­ты для пар­тии 1 будут сле­до­вать лини­ям, на кото­рых сто­ит циф­ра 1. Все ком­по­нен­ты для более круп­ной пар­тии, напри­мер, 5, будут сле­до­вать лини­ям, на кото­рых сто­ит циф­ра 5.

Примеры смешивания краски в мерной ёмкости

На бан­ке крас­ки или лака обыч­но ука­зы­ва­ет­ся про­пор­ция для сме­ши­ва­ния, кото­рая выгля­дит при­мер­но как 8:1:1. Пер­вая циф­ра – краска/лак: вто­рая — отвер­ди­тель : тре­тья — разбавитель.

На бан­ке крас­ки или лака мож­но най­ти инфор­ма­цию о про­пор­ци­ях сме­ши­ва­ния базо­во­го про­дук­та с отвер­ди­те­лем и раз­ба­ви­те­лем, а так­же дан­ные о пра­виль­ной вязкости.

Поставь­те мер­ную ёмкость на ров­ную поверх­ность так, что­бы были вид­ны напе­ча­тан­ные на ней нуж­ные вам про­пор­ции сме­ши­ва­ния, и влей­те пер­вый ком­по­нент (краску/лак). Нали­вай­те крас­ку мед­лен­но и не дви­гай­те чаш­ку. Если крас­ка попа­дет на стен­ки ёмко­сти, то может засло­нить мет­ки изме­ре­ния, что затруд­нит их чтение.

Исполь­зуя в каче­стве при­ме­ра соот­но­ше­ние 8:1:1 (8 частей крас­ки, 1 часть отвер­ди­те­ля и 1 часть раз­ба­ви­те­ля), мы выбе­рем чис­ло на диа­грам­ме 8:1:1 для коли­че­ства крас­ки, кото­рое мы хотим сме­шать (в дан­ном слу­чае “5”), затем запол­ним ёмкость до “5”  (крас­ная линия на фото) крас­кой, затем доба­вим активатор/отвердитель до “5” (синяя линия на фото) и, нако­нец, доба­вим раз­ба­ви­тель до “5” (чёр­ная линия на фото).

Использование мерной ёмкости для краски

Но что, если соот­но­ше­ние тре­бу­ет 8:1:2, а в вашей мер­ной ёмко­сти ука­за­но толь­ко 8:1:1?

Всё про­сто. Речь идёт о частях. Вы про­сто добав­ля­е­те 2 части раз­ба­ви­те­ля вме­сто 1 части.

Итак, в при­ме­ре выше мы выбра­ли про­пор­цию на ёмко­сти 8:1:1 для коли­че­ства крас­ки, кото­рую мы хотим сме­шать (в дан­ном слу­чае “5”), затем запол­ни­ли чаш­ку до “5” (до крас­ной линии на фото) крас­кой, затем доба­ви­ли акти­ва­тор до “5” (до синей линии на фото) и, нако­нец, доба­ви­ли раз­ба­ви­тель до “6”  (до чёр­ной линии на фото). Мы дошли до “6” с раз­ба­ви­те­лем, пото­му что доба­ви­ли ещё одну часть к окон­ча­тель­но­му урав­не­нию, что­бы полу­чить 2 части.

При­мер сме­ши­ва­ния по про­пор­ции 2:1:1

На фото ниже мож­но уви­деть демон­стра­цию исполь­зо­ва­ния мер­ной ёмко­сти для сме­ши­ва­ния по про­пор­ции 2:1:1. Для нача­ла сме­ши­ва­ния необ­хо­ди­мо выбрать на ёмко­сти шка­лу с соот­вет­ству­ю­щей про­пор­ци­ей. В нашем при­ме­ре, на шка­ле кро­ме про­пор­ции по частям 2:1:1 есть допол­ни­тель­ные столб­цы (тре­тий и чет­вёр­тый), кото­рые про­мар­ки­ро­ва­ны как 10% и 25%. Это про­цент­ное коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля. Один из этих столб­цов с про­цен­та­ми мож­но исполь­зо­вать для нали­ва раз­ба­ви­те­ля в общую смесь, если на таре краски/лака ука­за­но коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля в про­цен­тах. Если же на бан­ке с крас­кой про­пор­ция сме­ши­ва­ния ука­за­на толь­ко в частях (тре­тья еди­ни­ца – это одна часть раз­ба­ви­те­ля), то столб­цы с про­цен­та­ми нуж­но игнорировать.

Вязкость краски и визкозиметр

Вяз­кость — это тех­ни­че­ский тер­мин, исполь­зу­е­мый для обо­зна­че­ния густо­ты жид­ко­сти (в нашем слу­чае, ЛК-мате­ри­а­лов). Пра­виль­ная вяз­кость крас­ки важ­на для того, что­бы крас­ка пра­виль­но рас­пы­ля­лась и хоро­шо рас­те­ка­лась на поверх­но­сти, обра­зуя каче­ствен­ное ЛКП. Про­ве­рить вяз­кость крас­ки мож­но с помо­щью вис­ко­зи­мет­ра. Сра­зу сто­ит отме­тить, что без него мож­но обойтись.

Если брать крас­ку или лак пря­мо из бан­ки, то может потре­бо­вать­ся добав­ле­ние раз­ба­ви­те­ля, обыч­но до 10%. На таре с крас­кой или лаком кро­ме про­пор­ции сме­ши­ва­ния обыч­но так­же ука­зы­ва­ют, за сколь­ко секунд крас­ка долж­на вылить­ся из виз­ко­зи­мет­ра при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре. Эту инфор­ма­цию мож­но исполь­зо­вать, как эта­лон и добав­лять необ­хо­ди­мое коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля, если крас­ка густая.

Помни­те, что тем­пе­ра­ту­ра изме­нит вяз­кость ваше­го мате­ри­а­ла. Важ­но дать крас­ке ста­би­ли­зи­ро­вать­ся при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре или при той тем­пе­ра­ту­ре, при кото­рой вы соби­ра­е­тесь распылять.

Пред­по­ло­жим, что вы опре­де­ли­ли свою вяз­кость и поня­ли, сколь­ко раз­ба­ви­те­ля тре­бу­ет­ся. Вам не нуж­но будет изме­рять её каж­дый раз. Вы буде­те знать, какое коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля в дан­ном коли­че­стве мате­ри­а­ла обес­пе­чи­ва­ет задан­ную вяз­кость, и после это­го вис­ко­зи­метр будет не нужен.

Какая вязкость лучше для распыления краскопультом?

Как упо­ми­на­лось ранее, раз­ная тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на вяз­кость и опре­де­ля­ет раз­ное коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля, кото­рое добав­ля­ет­ся в крас­ку. Если посто­ян­но при­хо­дит­ся кра­сить при раз­ных тем­пе­ра­ту­рах, тогда виз­ко­зи­метр облег­чит про­цесс раз­бав­ле­ния ЛК-мате­ри­а­ла до нуж­ной вяз­ко­сти, а при оди­на­ко­вых тем­пе­ра­тур­ных усло­ви­ях нет необ­хо­ди­мо­сти посто­ян­но исполь­зо­вать виз­ко­зи­метр. Если ЛК-мате­ри­а­лу тре­бу­ет­ся более 10 секунд, что­бы пере­стать капать с палоч­ки для раз­ме­ши­ва­ния крас­ки, то крас­ка слиш­ком густая и рас­пы­ле­ние будет про­блем­ным. Если же крас­ка с палоч­ки для раз­ме­ши­ва­ния сте­ка­ет за четы­ре и менее секун­ды, то это может озна­чать силь­но жид­кое раз­бав­ле­ние крас­ки или лака, что тоже не очень хоро­шо, но с этим мож­но спра­вить­ся, нано­ся более тон­кие слои, дви­гая крас­ко­пульт быстрее.

Неко­то­рые маля­ры прин­ци­пи­аль­но не добав­ля­ют раз­ба­ви­тель в лак, либо раз­бав­ля­ют его совсем немно­го, уве­ли­чи­ва­ют дав­ле­ние, выби­рая опти­маль­ное рас­сто­я­ние от поверх­но­сти и ско­рость дви­же­ния покра­соч­но­го писто­ле­та, рас­пы­ля­ют более тол­стым сло­ем. Пре­иму­ще­ства дан­но­го спо­со­ба в том, что гля­нец ЛКП не мут­не­ет после отвер­де­ва­ния и мень­ше веро­ят­ность сде­лать под­тёк. Одна­ко если ско­рость дви­же­ния крас­ко­пуль­та и рас­сто­я­ние от поверх­но­сти выбра­ны непра­виль­но, то ЛК-мате­ри­ал будет нане­сён сухо, без нор­маль­но­го блеска.

Так­же есть при­вер­жен­цы добав­ле­ния боль­шо­го коли­че­ства раз­ба­ви­те­ля. В этом слу­чае ЛК-мате­ри­ал хоро­шо рас­те­ка­ет­ся при нане­се­нии даже с уве­ли­чен­но­го рас­сто­я­ния и высо­кой ско­ро­сти дви­же­ния покра­соч­но­го писто­ле­та. Недо­стат­ком явля­ет­ся веро­ят­ность полу­чить под­тёк и помут­не­ние глян­ца после испа­ре­ния раз­ба­ви­те­ля и отвер­де­ва­ния, что потре­бу­ет даль­ней­шей полировки.

Нуж­но так­же пони­мать, что на рас­те­ка­е­мость при нане­се­нии ЛК-мате­ри­а­лов вли­я­ет «ско­рость» раз­ба­ви­те­ля и отвер­ди­те­ля. В зави­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры в мастер­ской могут исполь­зо­вать­ся мед­лен­ные (при высо­ких тем­пе­ра­ту­рах) и быст­рые (при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах) раз­ба­ви­те­ли. Так­же при обыч­ных тем­пе­ра­тур­ных усло­ви­ях мож­но исполь­зо­вать мед­лен­ный раз­ба­ви­тель при боль­шом объ­ё­ме покрас­ки, что­бы избе­жать перепылов.

Смысл в том, что вяз­кость, конеч­но важ­на, но с опы­том вы пой­мё­те, что не обя­за­тель­но её изме­рять, что­бы добить­ся отлич­ной покрас­ки. Важ­но, что­бы ЛК-мате­ри­ал был сме­шан в пра­виль­ных про­пор­ци­ях, а даль­ше маляр может мани­пу­ли­ро­вать дав­ле­ни­ем воз­ду­ха, рас­сто­я­ни­ем от поверх­но­сти и ско­ро­стью дви­же­ния крас­ко­пуль­та при покрас­ке. Уме­ние адап­ти­ро­вать­ся к изме­не­ни­ям тем­пе­ра­ту­ры (соот­вет­ствен­но вяз­ко­сти крас­ки) и скач­кам дав­ле­ния воз­ду­ха во вре­мя покрас­ки необ­хо­ди­мый навык.

Так­же читай­те по теме:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.