Декоративное химическое хромирование

Технология декоративного хромирования

Как можно понять из назва­ния «деко­ра­тив­ное хро­ми­ро­ва­ние» — это нане­се­ние хрома на поверх­но­сть дета­лей с целью повы­ше­ния их деко­ра­тив­ных свой­ств. В этой ста­тье раз­бе­рёмся, какие виды «деко­ра­тив­ного хро­ми­ро­ва­ния» бывают и все­гда ли нано­сится хром.

Нане­се­ние тон­кого слоя какого-либо металла на поверх­но­сть изде­лия назы­ва­ется метал­ли­за­цией. Рас­смот­рим подроб­нее этот про­цесс и более точ­ное опре­де­ле­ние.

Метал­ли­за­ция — это метод изме­не­ния свой­ств поверх­но­сти пред­мета, нане­се­нием на него тон­кого слоя металла. Метал­ли­зи­ро­вать можно любые твёр­дые поверх­но­сти.

В зави­си­мо­сти от того, какой металл нано­сится, про­цесс назы­ва­ется алитирование(наносится алю­ми­ний), цин­ко­ва­ние, хро­ми­ро­ва­ние, сереб­ре­ние.

Для полу­че­ния зер­каль­ного покры­тия поверх­но­сть изде­лия нужно отпо­ли­ро­вать или она должна быть глян­це­вой. Гля­нец можно полу­чить довольно про­стым спо­со­бом – нане­сти на поверх­но­сть лак, кото­рый после высы­ха­ния и обес­пе­чит этот гля­нец.

Виды металлизации

Галь­ва­ни­че­ское хро­ми­ро­ва­ние

Хро­ми­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ется оса­жде­нием на поверх­но­сти дета­лей слоя металла из элек­тро­ли­тов, содер­жа­щих ионы дан­ного металла. В спе­ци­аль­ную ёмко­сть мон­ти­ру­ются два анода и зали­ва­ется элек­тро­лит. Хро­ми­ру­е­мое изде­лие под­клю­ча­ется к «минусу», а аноды — к «плюсу». Далее замы­ка­ется цепь и металл, вхо­дя­щий в состав элек­тро­лита, оса­жда­ется на деталь. Галь­ва­ни­че­ское хро­ми­ро­ва­ние — очень хоро­ший вари­ант метал­ли­за­ции, для метал­лов. В резуль­тате такого про­цесса полу­ча­ется зер­каль­ная ров­ная поверх­но­сть. Она имеет высо­кие анти­кор­ро­зий­ные свой­ства, изно­со­стой­ко­сть, а также может выдер­жи­вать высо­кие тем­пе­ра­туры. В зави­си­мо­сти от при­ме­не­ния раз­лич­ных элек­тро­ли­тов про­цесс может назы­ваться  галь­ва­ни­че­ское золо­че­ние,  сереб­ре­ние, мед­не­ние.

Нужно отме­тить, что нане­се­ние металла галь­ва­ни­че­ским спо­со­бом – это ток­сич­ный и опас­ный про­цесс, свя­зан­ный с при­ме­не­нием хими­че­ски актив­ных веще­ств, вред­ных для здо­ро­вья. Нужно это учи­ты­вать и обес­пе­чить хоро­шую вен­ти­ля­цию и исполь­зо­вать сред­ства инди­ви­ду­аль­ной защиты.

Ваку­ум­ная метал­ли­за­ция

Ваку­ум­ное напы­ле­ние осу­ществ­ля­ется в спе­ци­аль­ных ваку­ум­ных каме­рах. Под воз­дей­ствием элек­тро­маг­нит­ного поля нано­сится тон­кий слой металла. Далее поверх­но­сть зали­ва­ется лаком.

vacuum

Такой про­цесс при­ме­ня­ется как деко­ра­тив­ный тип хро­ми­ро­ва­ния.

Пре­иму­ще­ство в низ­кой сто­и­мо­сти и визу­аль­ной похо­же­сти резуль­тата на галь­ва­ни­че­ский хром. Недо­ста­ток в том, что изде­лие, хро­ми­ро­ван­ное таким спо­со­бом, не имеет высо­кой изно­со­стой­ко­сти. Также тре­бу­ется доро­гое обо­ру­до­ва­ние, тре­бу­ю­щее для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния много элек­тро­энер­гии и мате­ри­а­лов.

Деко­ра­тив­ное сереб­ре­ние

Часто этот про­цесс оши­бочно назы­вают хро­ми­ро­ва­нием. На деталь рас­пы­ля­ется не хром, а серебро. Про­сто слово «хро­ми­ро­ва­ние» у всех на слуху. Этот метод метал­ли­за­ции мы рас­смот­рим подроб­нее, так как он наи­бо­лее при­ем­лем с точки зре­ния исполь­зу­е­мого обо­ру­до­ва­ния и хими­че­ских реа­ген­тов. Также сам спо­соб нане­се­ния не сло­жен.

Пол­ное назва­ние про­цесса – хими­че­ское сереб­ре­ние  мето­дом рас­пы­ле­ния. Спе­ци­аль­ный состав рас­пы­ля­ется на поверх­но­сть. Также исполь­зуют спо­соб полива и оку­на­ния.

Так метал­ли­зуют поверх­но­сти в основ­ном нике­лем, медью.

При сереб­ре­нии поверх­но­стей при­ме­няют метод рас­пы­ле­ния. Серебро даёт пре­крас­ный блеск. Сереб­рить можно любые твёр­дые поверх­но­сти.

Как сереб­рить детали?

Рас­пы­лять состав нужно на глян­це­вую поверх­но­сть. Нано­сится тон­кий слой, кото­рый повто­ряет все неров­но­сти. Таким обра­зом, для полу­че­ния «зер­кала» важна глад­ко­сть изде­лия.

Этапы сереб­ре­ния дета­лей:

  1. Под­го­товка. При необ­хо­ди­мо­сти нужно зашпа­кле­вать и отшли­фо­вать поверх­но­сть. Далее загрун­то­вать, под­го­то­вить грунт и обез­жи­рить. При исполь­зо­ва­нии спе­ци­аль­ного адге­зи­он­ного грунта для метал­ли­за­ции, можно избе­жать после­ду­ю­щего покры­тия лаком до про­цесса сереб­ре­ния, а сразу нано­сить серебро на грунт. На поверх­но­сти изде­лия он обра­зует глян­це­вую поверх­но­сть. Грунт для метал­ли­за­ции хорошо рас­те­ка­ется, не обра­зуя шаг­рени.
  2. Лаки­ро­ва­ние. После высы­ха­ния лака , деталь готова к сереб­ре­нию.
  3. На поверх­но­сть рас­пы­ля­ется крас­ко­пуль­том спе­ци­аль­ный рас­твор (сенсибилизатор/активатор), дру­гим пуль­ве­ри­за­то­ром про­мы­ва­ется, тре­тьим делаем сереб­ре­ние, потом опять про­мы­ваем, нано­сим смывку, опять про­мы­ваем. В конце сду­ваем остав­шу­юся воду про­ду­воч­ным писто­ле­том.
  4. Далее покры­ваем защит­ным лаком. Без него покры­тие легко повре­жда­ется при лёг­ком физи­че­ском воз­дей­ствии.

Доба­вив в защит­ный лак раз­лич­ные кра­си­тели можно полу­чить любой цвет.

Инстру­мент для сереб­ре­ния

Воздушные пистолеты для серебрения
Воз­душ­ные писто­леты для сереб­ре­ния

Сереб­рить можно «одно­стволь­ным» писто­ле­том, в кото­рый встав­лены два шланга для химии и один шланг для воз­духа. Также можно сереб­рить  «дву­стволь­ными» писто­ле­тами. Для сереб­ре­ния нужно, что бы два хими­че­ских рас­твора (сереб­риль­ный и вос­ста­но­ви­тель­ный) сме­ша­лись друг с дру­гом, а потом рас­пы­ля­лись на поверх­но­сть. В «одно­стволь­ном» писто­лете сме­ши­ва­ние  осу­ществ­ля­ется внутри писто­лета, а в «дву­стволь­ном» сна­ружи. Можно рабо­тать любым писто­ле­том, исполь­зуя при этом хоро­ший, каче­ствен­ный состав. Если есть сомне­ния по поводу каче­ства хими­че­ского состава, то лучше исполь­зо­вать «дву­стволь­ный» писто­лет.

Вни­ма­ние: хими­че­ские реа­генты для про­цесса сереб­ре­ния содер­жат ток­сич­ные веще­ства!

Все­гда при­ме­няйте спе­ци­аль­ные сред­ства защиты!

Жел­ти­зна при сереб­ре­нии

Появ­ля­ется при покры­тии серебра лаком. Мини­ми­зи­ро­вать этот эффект можно, доба­вив сине-фио­ле­то­вый тонер в лак.

Защит­ный лак

Лак умень­ша­ется в раз­ме­рах при высы­ха­нии. Он как бы сжи­ма­ется и так может спол­зать с поверх­но­сти посе­реб­рён­ной детали. Это про­ис­хо­дит из-за того, что лаку, рас­пы­лён­ному на зер­каль­ную глад­кую поверх­но­сть не за что заце­питься. Лак всё же дер­жится на поверх­но­сти серебра, за счёт своей тол­щины и проч­но­сти. Если такое изде­лие активно не экс­плу­а­ти­ро­вать, то защит­ный лак не обле­зет. При меха­ни­че­ском воз­дей­ствии на покры­тие лак может не «усто­ять».

Чтобы улуч­шить адге­зию в защит­ный лак при­ме­ши­вают спе­ци­аль­ные пла­сти­фи­ка­торы. Он ста­но­вится более эла­стич­ным и мяг­ким, меньше «сжи­ма­ется» при высы­ха­нии и лучше дер­жится. Но это не пана­цея и не слиш­ком улуч­шает при­ли­па­ние защит­ного лака к поверх­но­сти.

Также при­ме­няют спе­ци­аль­ное покры­тие, кото­рое рас­пы­ля­ется после нане­се­ния серебра. Оно нано­сится в два слоя. Пер­вый слой слегка напы­ля­ется, а вто­рой раз­ли­ва­ется на поверх­но­сти. Далее это покры­тие сушится и зали­ва­ется защит­ным лаком. Потом сушится до состо­я­ния на «отлип» и снова зали­ва­ется защит­ным лаком. Такое покры­тие полу­ча­ется проч­ным.

Суще­ствуют порош­ко­вые, сухие лаки, име­ю­щие хоро­шую адге­зию к метал­лам. Порош­ко­вые лаки акти­ви­ру­ются при тем­пе­ра­туре около 200 гра­ду­сов по цель­сию. К сожа­ле­нию, при такой тем­пе­ра­туре сереб­ря­ное напы­ле­ние мато­веет. Таким обра­зом, порош­ко­вые лаки не при­ме­нимы к защите посе­реб­рен­ной детали.

Пре­иму­ще­ства тех­но­ло­гии сереб­ре­ния:

  1. Про­стая тех­но­ло­гия, не тре­бу­ю­щая слож­ного обо­ру­до­ва­ния. Широ­кий выбор обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов. Низ­кая себе­сто­и­мо­сть покры­тия.
  2. Для сереб­ре­ния не тре­бу­ется боль­ших пло­ща­дей. Доста­точно неболь­шого поме­ще­ния с вытяж­кой.
  3. Сереб­ре­ние даёт высо­кую отра­жа­ю­щую спо­соб­но­сть и по деко­ра­тив­ным свой­ствам может быть аль­тер­на­тив­ным спо­со­бом метал­ли­за­ции вме­сто более слож­ных мето­дов галь­ва­ни­че­ского хро­ми­ро­ва­ния и ваку­ум­ной метал­ли­за­ции.
  4. Сереб­рить можно любую твер­дую поверх­но­сть, а не только метал­ли­че­скую (в слу­чае с галь­ва­ни­кой).
  5. Изде­лия можно покры­вать не только под «хром». Добав­ляя спе­ци­аль­ные кра­си­тели в защит­ный лак, можно менять отте­нок конеч­ного деко­ра­тив­ного покры­тия.

Глав­ный недо­ста­ток деко­ра­тив­ного сереб­ре­ния – это пло­хие защит­ные свой­ства покры­тия. Если суметь пра­вильно защи­тить посе­реб­рен­ную поверх­но­сть, то этот недо­ста­ток ниве­ли­ру­ется. То есть важно пра­вильно покрыть защит­ным лаком, как опи­сы­ва­лось выше.

Стоит также упо­мя­нуть о крас­ках с зер­каль­ным эффек­том.

Краски  «под хром»

Краски «под хром» не дают такого же эффекта(«зеркала»), как метал­ли­за­ция. Есть раз­ница и в оттенке. Они содер­жат алю­ми­ний в своём составе. Алю­ми­ний даёт более тём­ный отте­нок, чем серебро. Таких насы­щен­ных и ярких цве­тов как при сереб­ре­нии, на краске «под хром» не полу­чить.

Краски с эффектом зеркала фирмы Alsa
Краски с эффек­том зер­кала фирмы Alsa

Тем не менее, краска широко при­ме­ня­ются. Можно отме­тить такие краски как Mirra Chrome ком­па­нии Alsa, краски DNA–Custom Paints. Полу­ча­ется эффект, срав­ни­мый с поли­ро­ван­ной алю­ми­ни­е­вой поверх­но­стью.

Краска рас­пы­ля­ется на чер­ный акрил или чер­ную базу, покры­тую лаком. Основа должна иметь хоро­ший гля­нец, тогда покры­тие полу­чится больше похо­жим на «зер­кало».

Отме­тим также тех­но­ло­гию порош­ко­вой окраски ChromHard — это поли­мер­ное
покры­тие с хоро­шими деко­ра­тив­ным эффек­том и высо­кими защит­ными свой­ствами.
Покры­тие состоит из трёх слоёв: порош­ко­вого грунта, зер­каль­ного
слоя (алю­ми­ний) внутри лака ChromHard и самого лака. Этот спо­соб окраски хорошо под­хо­дит для «хро­ми­ро­ва­ния» колёс­ных дис­ков.

4 Comments on Технология декоративного хромирования

  1. Проще всего крас­кой “под хром”. Я кра­сил много раз колёс­ные диски. Не каж­дый потом может понять хро­ми­ро­вано или покра­шено.

  2. Проще всего крас­кой “под хром”. Я кра­сил много раз колёс­ные диски. Не каж­дый потом может понять хро­ми­ро­вано или покра­шено.

    • Отли­чие, конечно, есть, но если не при­ди­раться, то вполне достой­ный резуль­тат полу­ча­ется при окраске “под хром” и после­ду­ю­щем покры­тии лаком.

  3. Нужно иметь в арсе­нале несколько спо­со­бов. И покраска “под хром” и сереб­ре­ние имеют право на суще­ство­ва­ние.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.